Иностранные инвесторы в Калининграде: "Мы — бутик Европы, только вещи старые"

На минувшей неделе Ассоциация иностранных инвесторов в Калининградской области провела круглый стол на тему инвестиционной привлекательности самого западного региона России. В полемике приняли участие руководитель логистического оператора «ДСВ-транспорт» (Дания) Леонид Степанюк, директор завода детского питания Hipp (Германия) Наталья Сливка, глава компании «ТрансЭксим» (Литва) Юрий Пятанов, обслуживающей паромную линию Усть-Луга — Балтийск, заместитель главы представительства Торговой палаты Гамбурга в Калининграде Владимир Михайлов и исполнительный директор Ассоциации иностранных инвесторов Олег Скворцов . Корреспондент ИА REGNUM приводит самые интересные моменты беседы.

Наталья Сливка:

В Калининградской области, на мой взгляд, сложился недостаточно хороший инвестиционный климат. Прежде всего, нет взаимодействия федеральных структур и, как следствие, ещё очень мало предпринято системных действий, чтобы улучшить инвестиционную привлекательность. Мне порой кажется, у каждой федеральной структуры есть лишь своя узкая задача. Яркий пример — таможенные и пограничные структуры, работа которых, на мой взгляд, напрочь отделена от реальной экономической жизни в регионе.

Леонид Степанюк:

Поэтому региону необходимо специальное агентство при правительстве Калининградской области по взаимодействию с федеральным центром. Нужна структура, которая сопоставила бы российские законы с тем, как они преломляются на Калининградскую область. Мы уже много лет трубим — у нас здесь нестыковка, здесь нестыковка. Нам как-то сказали, что мы — бутик Европы. Ну да, бутик то есть, только вещи старые. Из-за них и новых не видно. Безусловно, региону нужна транспортная стратегия. Нужен автомобильный оффшор. Это главные шаги. Нам не надо налоговых льгот. С ними границу не переедешь. В Калининградской области стало остро ощущаться нехватка транспорта. Железнодорожного, автомобильного. На 30-40%! Все поняли, предприятия произвели много товара, но все хранится на складах. Вывозить нечем. Стагнация! Получается высокая себестоимость продукции. Мы становимся неконкурентными. Свежий пример — транспортный спор с перевозчиками из Польши.

Олег Скворцов:

Основные проблемы — с чем сталкиваются иностранные инвесторы в России — это федеральное законодательство, касаемое таможни и налогов. И второй момент — административные барьеры. Что под этим понятием понимать, решайте сами. Но для Калининградской области коррупция, на мой взгляд, играет наименьшую роль. Сказать, что в Калининградской области чиновники — коллекционеры по отношению к иностранному бизнесу — нельзя. Возьмем для примера литовскую компанию Snaige по производству холодильников. У них было два завода — один на родине в Алитусе, второй в Калининграде. И они ушли из региона. Повлиял, конечно, кризис, пришедший на зиму, когда холодильное обор
1e6a
удование практически не продается. У них был выборов — либо закрывать в Алитусе, откуда они собственно пришли, либо в Калининграде. Естественно, они выбрали Калининград, поскольку это территория для них, возможно, менее важная. Сейчас, насколько известно, Snaig запускает предприятие в Казахстане и рассматривает это государство, как отправную точку для поставки товара в Россию. Там тоже есть особая экономическая зона, как в Калининградской области.

Наталья Сливка:

Не соглашусь с Олегом. На мой взгляд, в Калининграде, как раз, большую роль играют административные барьеры. Местная власть идет на встречу, но не всё находится в её компетенции. Приведу пример по нашей компании Hipp. Завод находится в приграничном с Польшей городе Мамоново, входящем в приграничную зону со своими ограничениями для посещения. Получается, что инвестор не может оперативно посетить свой завод. Надо за 60 дней заранее выписать пропуск. Мой секретарь, квалифицированный специалист со знанием иностранного языка, два дня в месяц занимается исключительно тем, что выписывает для иностранцев пропуска. Это расточительство по отношению к эффективной работе. А если у меня сломалось оборудование, которое может починить только монтер из Голландии, я жду, пока человек получит пропуск, а производство стоит. Ладно, иностранцы, возникают проблемы с аудиторами из Петербурга, гражданами Российской Федерации. Для них необходимо получить разрешение за 30 дней. Зачастую они даже не знают, чем будут заниматься в это время. По моему мнению, такая система безопасности не стоит выеденного яйца. Безусловно, всё это решается. И пограничное управление идет нам на встречу, решая в срочном порядке. Но это же ненормально.

Владимир Михайлов:

Касаясь последствий экономического кризиса двухлетней давности, отмечу парадоксальную вещь. В 2009 году было объявлено, что немецкие инвестиции в Россию упали на 40-50%. А по нашей статистике в кризисном 2009 году в Калининградской области было зарегистрировано рекордное количество новых немецких предприятий — 98. За один год! У нас был подобный пик только в 1996 году, когда был открыт «железный занавес» и в Калининграде зарегистрировались 56 немецких предприятий. Это говорит о том, что мелкий и средний бизнес ищет, где применить себя в новых условиях.

Юрий Пятанов:

Для Калининградской области уже принято три закона об Особой экономической зоне. И всякий раз новый закон отменяет все хорошее в старом, а под каждый закон шли определенные инвесторы. К сожалению, в нас продолжает жить советское прошлое, и мы никак не можем отделить политическую систему от экономических законов. Говоря о предстоящем вступлении России во Всемирную торговую организацию , отмечу, что ситуация здесь неоднозначная. С одной стороны со вступлением в ВТО наши товары должны получить нормальное прохождение по всей территории России, а с другой стороны придет большая конкуренция со стороны Европейских стран. Готовы ли мы к этому?

Справка ИА REGNUM . Некоммерческая организация «Ассоциация иностранных инвесторов в Калининградской области» создана в 2005 году. На сегодня ассоциация представлена 40 компаниями из 19-ти стран мира (кроме компаний из Европы, представлены США, Бразилия и Гибралтар. Большая часть предприятий из Литвы, Германии, Дании, Швеции, Хорватии. В последнее время зафиксировано приток итальянского бизнеса. Из Польши представлена всего одна компания.