Инициатива президента фонда «Взаимодействие цивилизаций» Рахамима Эммануилова о введении новой памятной даты в Татарстане — Дня принятия иудаизма Хазарским каганатом — встретила неоднозначные оценки, как в республике, так и за ее пределами. При этом День принятия ислама Волжской Булгарией, уже утвержденный в качестве республиканского праздника, руководство Татарстана еще с прошлого года предлагает принять в качестве всероссийского.
Следует напомнить, что само предложение о Дне принятия иудаизма прозвучало в рамках круглого стола на тему «Межнациональные отношения в современной России: от «неразумных хазар» до Манежной площади», прошедшего 17 февраля в Москве. Рахамим Эммануилов обосновал свою идею тем, что «для дальнейшего развития межрелигиозного диалога и демонстрации равного отношения ко всем традиционным религиям необходимо дополнить перечень памятных дат Республики Татарстан этой ключевой вехой в его истории».
Московский историк-хазаровед Борис Рашковский, присутствовавший на круглом столе, в своем комментарии ИА REGNUM пожалел, что мало кто заметил главное событие мероприятия — презентацию самого сборника «Хазары: миф и история», в который вошли в том числе и материалы, посвященные исследованию различных мифов о Хазарском каганате. Рашковский считает, что «анализ политической подоплеки этой полемики — не дело исследователя», а данная инициатива «свидетельствует о глубине символического значения, придаваемого современной культурой отстоящим от нее событиям «выбора веры».
Тем не менее, инициативу Рахамима Эммануилова поддержал доцент Петербургского института иудаики, кандидат философских наук Илья Гутман, который считает, что памятную дату нужно утверждать не в масштабах Татарстана, а на общероссийском уровне. «Иудаизм — одна из мировых религий. И в то же время иудаизм — одна основных из религий, распространённых в России. Правящая элита Хазарского каганата приняла иудаизм — это факт. Эта дата — не просто дата принятия одной религии одним народом. Это — принятие одной из мировых религий на территории нынешней России. Поэтому принятие иудаизма в Хазарии должно стать памятной датой в стране», — уверен петербургский ученый.
Совершенно не согласен с предложением Эммануилова научный сотрудник Государственного музея истории религий Леонид Ланда , являющийся одним из крупнейших специалистов в области истории еврейско-мусульманских отношений в России. «Подобные идеи являются не только ненужными, но и откровенно вредными. И, прежде всего — для еврейско-мусульманских отношений в России», — заявил историк.
Президент Института Ближнего Востока, в прошлом занимавший пост президента Российского еврейского конгресса Евгений Сатановский полагает, что данная инициатива «не имеет отношения ни к науке, ни к евреям, а является калькой с идеи Шаймиева о введении Дня принятия ислама в России, и так же неудачна, как и идеи годовщин принятия шаманизма, буддизма и прочих».
Совершенно бе
1fba
з энтузиазма к идее введения Дня принятия иудаизма Хазарским каганатом в Татарстане отнеслись в казанской еврейской общине. Члены молодежного еврейского клуба Татарстана «Афифон» были удивлены подобным проектом. В частности, молодая активистка общины Ольга Карасик задалась вопросом: «А при чем здесь Татарстан?». По ее мнению, можно с тем же основанием учредить в республике «День принятия англиканства Великобританией», поскольку «современный Татарстан даже географически мало имеет отношения к Хазарскому каганату».
Приблизительно такого же мнения придерживается учитель иврита Ирина Шеботнева: «Связь Республики Татарстан и Хазарского каганата представляется слишком далёкой, чтобы отмечать День принятия иудаизма какими-то особыми мероприятиями. Было бы куда лучше для диалога культур отметить на республиканском уровне еврейский праздник Шавуот — это как раз праздник обретения Торы, то есть, собственно, день принятия иудаизма евреями. Нам, татарстанским евреям, больше ничего и не надо», — заявила Шеботнева, добавив, что подобные предложения идут «только антисемитам на руку, у которых появится лишний повод столкнуть мусульман с евреями, только теперь уже в Татарстане».
Мнение татарских историков озвучил директор Института истории АН РТ — бывший политический советник Минтимера Шаймиева Рафаэль Хакимов , который считает, что «территория современного Татарстана никогда не входила в состав Хазарского каганата, поэтому нет даже исторических причин отмечать День принятия иудаизма хазарами в Казани». По словам Хакимова, Волжская Булгария находилась в зависимости от Хазарского каганата, но после официального принятия булгарами в 922 году ислама «хазарского влияния в Среднем Поволжье уже не было». По мнению Хакимова, День принятия иудаизма Хазарским каганатом если и стоит вводить в качестве памятной даты, то лучше это делать в Астраханской области или в Дагестане, на территории которых в 7-10 веках как раз и располагалось это средневековое государство.
О своем взгляде на религиозную составляющую в Хазарии ИА REGNUM сообщил казанский археолог Ильшат Нигаматзянов: «В качестве государственной религии иудаизм приняла только верхушка Хазарского каганата, а основное население этого средневекового государства исповедовало ислам и язычество». «Согласно тюрко-татарской теории происхождения татар, хазары действительно были одними из предков современных татар. Но кроме них, было много других тюркских этносов, которые исповедовали тенгрианство, несторианство и другие формы. Если все это отмечать, то праздников и памятных дат в календаре будет многовато», — считает археолог.
С мнением Нигаматзянова о религиозной ситуации в Хазарском каганате согласен и председатель Общества русской культуры Татарстана Александр Салагаев : «Хазарский каганат существовал недолго, иудаизм был религией только его правящей верхушки, а не всего населения, поэтому вопрос о введении Дня принятия иудаизма хазарами, да еще в Татарстане, не актуален».
Опрошенные мусульмане также не в восторге от возможного введения новой памятной даты. Главный редактор интернет-портала «Умма» Ришат Хамидуллин назвал предложение Эммануилова «маразмом», посоветовав «четко отличать политические решения от популистских предложений». Заведующий отделом по работе с молодежью ДУМ Татарстана Айнур Султанов считает, что подобный проект «никак не будет способствовать межконфессиональному диалогу, тем более что в Татарстане еврейская община чувствует себя и без этой даты хорошо». «Непонятно, какое отношение имеет принятие хазарами иудаизма в 8 веке к современному Татарстану», — удивляется Султанов, добавляя, что «даже волжские булгары, которые были в зависимости от Хазарского каганата, всегда выступали в качестве политических оппонентов хазар».