В Татарстане у ислама нет так называемого «боевого вектора», и подобное развитие событий в обозримом будущем не просматривается. Об этом заявляют представители татарской молодежи, активно участвующие в местной национально-религиозной политике.
В частности, комментируя некоторые тезисы руководителя группы мониторинга молодежной среды Республики Дагестан, эксперта Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслана Гереева, лидер Всемирного форума татарской молодежи Руслан Айсин заявил, что «в Татарстане ислам более просвещенный, основанный на ханафитском толковании и предусматривающий добрососедские отношения с православным пространством».
«При этом я не разделяю точку зрения экспертов, тем более находящихся за тысячи километров от Казани, что здесь сильно присутствие радикально ориентированного ислама, — подчеркнул Айсин. — Это не так, кто-то хочет выдать желаемое за действительное. Татарстан — один из самых спокойных и благополучных регионов страны, и поэтому говорить о республике как о потенциальной территории террора — значит мыслить вопреки логике происходящего!», — заявил лидер ВФТМ.
В том же направлении развивает свою мысль и главный редактор татарстанского мусульманского портала «Умма» Ришат Хамидуллин. По его словам, европейская модель ислама культивировалась в Татарстане еще в начале XX века, когда татарские богословы открыли врата иджтихада (права человека на субъективное постижение истины — прим. ИА REGNUM ), вследствие чего наметилось бурное развитие религиозной общественной мысли. Эти идеи были восприняты не только народами России, но и частично нашли отражение за рубежом, в арабских странах.
«Сегодня часть духовенства пытается вернуться к данным процессам, сделать акцент на духовные ценности, но встречает противодействие у клерикализованной части мусульман, — полагает Хамидуллин. — Традиционное духовенство сможет достичь желаемого только опираясь на интеллигенцию и государство, и этот процесс займет не менее 5-10 лет». Редактор «Уммы» не видит ничего сверхестественного в радикализации молодежи. «Недовольные были всегда и во всех конфессиях, чему способствовала пассивность и инертность духовных учреждений, — напоминает он. — Из истории известно о существовании как периодов расцвета, так и полного упадка. Хотя, возможно, осознание этого и сподвигнет традиционное духовенство на более решительные шаги».
Напомним, в своем недавнем интервью Гереев высказал уверенность, что в Татарстане наблюдается сближение позиций радикальных исламистов и сторонников традиционного ислама, которых «роднит стремление шариатизировать общество» и признание ислама «первостепенным регулятором общественных отношений». По его мнению, «разница пока только в форме проявления» (в отличие от республик Северного Кавказа). Картину дальнейшей исламизации Татарстана нельзя рассматривать по плану запрещенной в России партии » Хизб ут-Тахрир «, считает эксперт — «с
1335
корее всего, это будет либеральный шариат, то есть бурное развитие мусульманской мысли с учетом демократических ценностей, очень близкое к исламу Турции».
«Все направления мусульманской религии стремятся к установлению своего порядка, и шариат при этом — его обязательный атрибут, — указал Руслан Гереев. — Отличие Татарстана от Северного Кавказа в том, что в нем господствует европейская модель ислама, которую молодежь называет «не боевым исламом». Эта же модель присутствует и в соседней Башкирии. Данная модель поэтапно вытесняется более жесткой, в трактовке северокавказского ислама».