Ариф Юнусов: "В Азербайджане ситуация будет идти по египетскому сценарию"

Интервью ИА REGNUM с руководителем Департамента конфликтологии и миграции Института мира и демократии (Баку) Арифом Юнусовым : ИА REGNUM: Как можно оценить то, что происходит в арабском мире?

Сложно сейчас оценивать те процессы, которые уже названы «Великой арабской революцией 2011 года». Ведь мы видим пока что начальную стадию этого процесса. Между тем хорошо известно, что любая революция проходит в своем развитии через несколько стадий: ее цели и результаты в конце могут резко отличаться от заявленных в начале. Но главное — происходящие в арабском мире события совершенно не вписываются в принятые стереотипы. Мы были настолько увлечены старыми взглядами на роль тех или иных стран или политических игроков в мировой политике, что не заметили, как возникла новая ситуация в исламском мире. Если обратить внимание на происходящее в арабских странах, а теперь и в Иране, то везде самую активную роль играет молодежь. То есть налицо факт появления на политической сцене исламского мира нового поколения, которое при этом хорошо образовано, знает иностранные языки и блестяще пользуется интернетом и современной технологией. Сыграла свою роль и глобализация, которая не только сближает народы, но и вынуждает пересматривать традиционные взгляды на многое. И в том числе — взгляды на демократизацию.

А ведь до этих событий преобладало мнение, что демократия возможна на Западе, а в мусульманских обществах в силу многих причин это пока нереально. Огромную роль играл страх перед исламом и ее политическими структурами. И потому тот же Запад предпочитал поддерживать светские, с его точки зрения, хоть и насквозь коррумпированные, диктаторские режимы в исламских странах как противовес радикальному политическому исламу. И даже приводили у нас и в других постсоветских формально мусульманских странах в качестве примера именно эти самые диктаторские, но якобы светские режимы. В итоге многие пропустили момент выхода на сцену нового поколения мусульман, которые получили образование в западных вузах или живут на Западе, а если не имеют такой возможности, то могут читать и видеть все это по интернету.

Но самое главное, под влиянием Турции, где к власти несколько лет назад пришли исламисты, серьезные перемены произошли внутри исламского общества. Ведь до сих пор не было модели правления либеральных исламистов. Была иранская модель, которая многих мусульман, особенно в арабском мире и тюркском мире, отпугивала именно своей радикальностью. Теперь же Эрдоган и его сторонники показали, что политический ислам на самом деле не столь опасен, как о нем твердили за пределами исламского мира. Неслучайно правящие турецкие исламисты стали очень популярны в арабском мире и во многом именно Турция стала ориентиром для исламского мира, особенно среди нового поколения мусульман.

Все это вместе взятое и сыграло свою роль в происходящих событиях, где каждый может найти то, что он желает увидеть. Потому одни эксперты
3879
и политики обращают внимание на активность исламистов, другие — на то, что акции протеста связаны с социально-экономическими проблемами и исламский фактор не играет роли. Третьи — усматривают во всем этом первые признаки демократизации этого региона мира. На самом деле, мы должны понять, что после начала «жасминовой» революции в Тунисе, а тем более после египетских событий, не только арабский мир, но и шире — весь мусульманский Восток уже другой. И назад возврата уже нет. Остается не только осознать эти перемены, но и думать, как относиться к ним, как теперь строить с этим миром свою политику?

ИА REGNUM: Мы говорим о событиях в арабском мире. Как же в таком случае оценивать происходящее в Иране? Есть ли взаимосвязь между акциями протеста в Иране и революциями в арабских странах?

Начну с того, что арабская революция сильно напоминает землетрясение или цунами, которое волнообразно распространяется во всех мусульманских странах. И где-то сказывается сильно, а где-то не очень. Но связь событий в Иране с арабской революцией, безусловно, имеется. Более того, иранская оппозиция, которая сейчас вышла на улицы городов, уверена, что именно массовые антиправительственные демонстрации в Тегеране в 2009 году послужили примером для тунисцев и египтян. А теперь, полагают иранские оппозиционеры, уже события в арабских странах стали для них примером, воодушевили их на то, чтобы предпринять еще одну попытку сменить власть в Иране.

ИА REGNUM: И каков же прогноз развития ситуации в Иране? Возможна ли там смена режима?

Сложный вопрос. С одной стороны, в иранском обществе существует огромное недовольство правящим режимом. И это недовольство в последние годы периодически проявляет себя, и в итоге на улицах иранских городов происходят ожесточенные столкновения демонстрантов с органами правопорядка и даже армией. Но с другой стороны, ситуация в Иране сильно отличается от того, что мы видели в Тунисе, Египте и других арабских странах. В арабских странах у власти конкретные авторитарные режимы и там речь шла и идет сейчас о свержении конкретных людей, которых в обществе обвиняли в авторитарном стиле правления, тотальной коррупции, в засилье родственников и во многих других социально-экономических бедах. И многое при этом зависело от роли армии и политической элиты. В итоге в Тунисе и Египте армия и элиты предпочли пожертвовать несколькими фигурами ради сохранения своего влияния в стране. Ведь в Тунисе и Египте на самом деле всё только-только начинается и основная борьба, а с ней и бурные политические события, ещё впереди.

В Иране же иная ситуация. Там речь идет не о смене одного или нескольких лиц. Там речь идет о смене влияния и роли религиозного духовенства в жизни страны. А с ней — смены всей политической системы, всего уклада жизни. История человечества свидетельствует, что такого рода перемены бескровно не происходят. Иначе говоря, в свое время муллократия пришла к власти в Иране в результате революции, путем революции ее и уберут из властной структуры. Ибо добровольно свою власть она не отдаст. А это значит, что в Иране избежать бескровного варианта не удастся. Поэтому, хотя почва для смены власти в Иране есть, но произойдет ли эта смена — еще вопрос. В то же время события в арабском мире уже опровергли многие прогнозы и, в частности, мы видели, как вчера еще верные властям армия и полиция переходили на сторону оппозиции. При определенном развитии событий в Иране такой вариант также не исключен.

ИА REGNUM: Волны от арабской революции могут дойти до постсоветского пространства? И, в частности, до Азербайджана?

В постсоветских странах, особенно в тех, которые считаются мусульманскими, более обостренное внимание к этим событиям. При этом у населения, особенно молодежи, эти события находят позитивный отклик. А реакция властей везде — и в Азербайджане, и в республиках Средней Азии — одинакова: как по команде, все стали уверять, что эти события не имеют какого-либо отношения к их странам, политика властей находит поддержку у подавляющего большинства населения и вообще, перефразируя героя советской комедии «Кавказская пленница»: «Такое может произойти, но не в нашем районе!». И не только уверяют, но даже развернули пропагандистскую кампанию в своих странах, уверяя, что проводят реформы и, в частности, все вдруг озаботились антикоррупционной борьбой. Такое впечатление, что во всех этих республиках работает одна и та же команда политтехнологов, столь сильно совпадают эти моменты.

иче На самом деле мы должны говорить о схожей политической ментальности авторитарных режимов. Нет сомнений, что события в арабском мире сильно напугали власти в Азербайджане и в Средней Азии и за их бравыми заявлениями скрывается страх и неуверенность. И все эти меры, в том числе и так называемая антикоррупционная борьба, на самом деле носят откровенно пропагандистский характер. Понятно, что снятие с должностей некоторых чиновников не приведет к серьезным переменам в социально-экономической и политической ситуации. Давно ясно, что нужны реальные, а не декларативные реформы и, главное, необходимо менять политическую систему.

ИА REGNUM: А если более конкретно оценить ситуацию в Азербайджане?

В Азербайджане власти, безусловно, встревожены событиями в арабском мире. Ведь параллелей очень много. В Азербайджане у власти уже многие годы одна и та же семья, одни и те же политические силы. Как и в арабских странах, в Азербайджане авторитарный стиль правления, колоссальный рост коррупции, за счет энергоресурсов незначительная часть общества (правящая элита) фантастично разбогатела, а значительная часть — нищает и предпочитает покидать страну в поисках работы и более сносных условий жизни. Также, как и в арабских странах, власти Азербайджана постоянно пугают всех угрозой ислама и это до поры до времени приносило свои плоды. И потому Запад закрывал глаза на ставшие традиционными для страны фальсификации на выборах, постоянные нарушения прав человека. Вдобавок нервозность властей в последнее время начало вызывать и то, что в западных газетах, особенно американских, все чаще и чаще стали появляться негативные публикации о правящем режиме в Азербайджане и конкретно об Ильхаме Алиеве .

В то же время события в арабском мире воодушевили оппозицию. Правда, она за прошедшие годы сильно ослабла и дальше требований о сносе памятника Мубарака в предместье Баку дело у оппозиции не пошло. Но проблема для властей в том, что события в арабском мире находятся в центре внимания общества и особенно молодежи. И многие задаются вопросом: «А как же у нас?». Вот в этом и кроется главная проблема для власти. Сегодня пока что рановато говорить о начале серьезных протестных акций в республике. Или образно говоря, первая революционная волна не очень сильно затронула Азербайджан. Но ведь события в арабском мире не завершились. Более того, они разгораются. И сложно сказать, как все это в дальнейшем скажется на Азербайджане и других республиках постсоветского пространства. Более того, здесь очень велика роль Ирана. Именно события в этой стране могут сыграть катализирующую роль. Во всяком случае, в развитии ситуации в Азербайджане.

ИА REGNUM: Каковы возможные действия властей в случае начала протестного движения в Азербайджане?

Они легко прогнозируемы и характерны для всех авторитарных режимов, которые уповают только на силу и потому не могут адекватно реагировать на угрозы и будут постоянно опаздывать с решениями. Вот почему, ситуация будет идти по египетскому сценарию: вначале власти будут делать заявления, что никаких серьезных проблем нет. А за всеми антивластными акциями протеста стоят, разумеется, внешние силы, в роли которых будут, в зависимости от развития событий, или Иран, или западные страны во главе с США, а при необходимости и Россия. При этом все акции протеста будут жестко пресекаться, ибо другого метода и стиля в арсенале азербайджанских властей просто нет. Далее, по мере обострения ситуации и роста недовольства населения и активизации оппозиции, последуют заявления властей о желании осуществить реформы и даже последуют призывы к диалогу с оппозицией. То есть того, от чего власти сегодня шарахаются в сторону. И так далее… — все по известной авторитарной схеме.

ИА REGNUM: А если опасность прихода к власти исламистов в Азербайджане?

С одной стороны, безусловно, в Азербайджане в последние годы заметен рост происламских настроений в обществе и исламский фактор уже начинает играть значимую роль в политической жизни страны. Именно ислам является на самом деле реальной оппозицией нынешней власти в Азербайджане. Однако в Азербайджане ислам не является единой политической силой. Он расколот на три большие группы: протурецкие, проиранские и проарабские. Между ними нет единства, как нет единого и харизматического лидера у мусульман страны. К тому же подлинно верующих в Азербайджане не больше 7-9 процентов населения и далеко не все из них придерживаются радикальных взглядов. Не говоря уже о том, что значительная часть азербайджанского общества светская по сути своей и желает демократизации, а не исламизации страны. И если в азербайджанском обществе активно говорят об исламе, то только как о своей идентичности, а также в знак протеста против политики и своих властей, и ведущих игроков, в первую очередь США и европейцев.

Как и у молодых арабов, в Азербайджане также очень популярна турецкая модель политического ислама, а не иранская. Поэтому говорить об угрозе ислама в Азербайджане, особенно так, как это понимают в России и на Западе, нельзя. Даже если ислам используется в политической борьбе в Азербайджане, из этого отнюдь не следует, что речь идет о возможности «исламской революции». Тяга к демократическим реформам в азербайджанском обществе намного сильнее и этот фактор сегодня играет большую роль. Повторяю, усиление исламского фактора во многом является реакцией общества на отсутствие процессов демократизации в стране: оно неизбежное следствие той негативной роли, которую играют ведущие игроки мира, закрывающие глаза на антидемократическую политику азербайджанских властей.